На "Опушку"



За грибами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано 10 июня 2006

ОЛЬГА ВЕРСЕ
ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

БАТЕНЬКОВ-БАТЮШКОВ-БАТЯЙКИН

Батеньков был декабрист. Этим все сказано. Его фамилия даже перекликается с «Тентетников». Так Гоголь назвал главного героя второго тома своей бессмертной поэмы.

Батюшков был поэт. Гениальный, как и все поэты «золотого века» русской литературы. Под конец жизни, еще относительно молодым человеком, он сошел с ума. Остаток жизни провел, сидя целыми днями на кровати. Сидел и задавал себе один и тот же вопрос: «Который сейчас час?» И сам же на него давал ответ: «Вечность».

Батяйкин был моим учителем в поэзии и другом. Теперь мы разошлись. Но я желаю ему счастья в благодарность за письма, которые он мне изредка писал и которые я храню, как реликвию.

ИЗБА-ПТИЦА

Кто не знает про гоголевскую «птицу-тройку»?! Но мало, кто знает о «птице-избе», построенной рядом с домом, в котором Гоголь останавливался в Москве у друга своего профессора-историка М.П.Погодина. Погодина А.С.Пушкин считал одним из самых выдающихся профессоров Московского университета.

Дом, где Гоголь работал над окончательной редакцией «Тараса Бульбы» был разрушен от взрыва фашистской бомбы во время войны. А изба уцелела. В ней Погодин хранил свой знаменитый архив. Построена изба была уже после смерти Гоголя на Девичьем поле. Ныне это Погодинская улица.

Дети, подъезжающие к избе на экскурсионном автобусе, едва завидев избу, льнут к окнам, и любуются ей, как экзотическим заморским дивом.

Рядом с избой Ново-Девичий монастырь, где была в заточенье антагонистка Петра Великого царевна Софья Алексеевна. Многим пожертвовал Государь ради могущества России. Не пожалел даже родного сына, которого считал предателем государственных интересов. Не образ ли Петра Великого бередил творческое воображение Гоголя, когда писал он самые трагические страницы «Тараса Бульбы», посвященные его трагическим взаимоотношениям с сыновьями? Известно, что архив Погодина включал в себя подлинные письма и указы Государя Императора Петра 1. Гоголь знал об этом. И читал их, быть может.

ТАЙНА ПАМЯТНИКА ГОГОЛЮ

В Греции на святой горе Афон дует теплый ветер с моря – батос. Туда, к теплу и свету устремлялись мысли автора «Мертвых душ». Там он хотел закончить работу над своей поэмой о России. На Афоне живут монахи-молчальники (исихасты). Во время молитвы они склоняют голову к левому плечу – к сердцу. Исихасты молятся особой молитвой, которая называется умной.

Молился умной молитвой и Николай Васильевич Гоголь. Он умер с четками в руках 21 февраля по ст.стилю 1852 года в доме своего ближайшего друга – графа Александра Петровича Толстого – выдающегося военного, государственного и религиозного деятеля России.

В позе монаха-исихаста, находящегося в состоянии молитвы и изобразил писателя скульптор Николай Андреев.

Сейчас памятник находится во дворе дома на Никитском бульваре, хотя открыт был 26 апреля 1909 года в год столетия со дня рождения Н.В.Гоголя на Арбатской площади. Бывает, что памятники странствуют так же, как и люди.

Памятник Гоголю сооружен на народные деньги. К нему не зарастает «народная тропа». Летом всегда лежат у подножия памятника цветы. Слышна русская и иностранная речь, голоса детей.

Как и все великие писатели, Гоголь был певцом природы, посвятившим описанию ее красот не одну вдохновенную страницу. Природа относится к нему взаимно. Над головой Гоголя образовался шатер из вершин деревьев, посаженных около памятника. Они, словно защищают его от жары, снега и дождя. Когда-то на месте памятника был колодец, что символично, ибо творчество Гоголя- кладезь истинной мудрости, чистоты и любви.

КВАДРАТ БУЛГАКОВА

Люди почему-то склонны к субъективизму и штампам. Если Казимир Малевич, то «Черный квадрат». И почему-то никто не прибавляет: «на белом фоне». Ведь «квадрат» Малевича написан на белом фоне.

Схемы надлежит понимать расширительно. Ибо схема – это символ. А символ – безмерен.

Чтобы понять суть романа Булгакова «Мастер и Маргарита», нужно обязательно посетить двор дома на Большой Садовой и сад «Аквариум».

Чтобы попасть во двор бывшего булгаковского дома, описанного в романе, нужно миновать широкую московскую подворотню, отгороженную от улицы красивыми чугунными воротами, после чего войти во двор, типичный больше для Петербурга, чем для Москвы – почти квадратный, ограниченный со всех сторон стенами. Войдя во двор, нужно поднять глаза к небу. И над вершиной дерева, растущего в центре двора, увидеть…