На "Опушку"



За грибами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНДЖЕЙ ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ
БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ТРУБНОГО ГЛАСА
"КОТ И МЫШЬ"



Часть 1. Аллегро виваче "НА ПЛОЩАДИ"

Утро. Радужные лица.
Улица – столпотворенье.
Что они? Куда струится
это рук и ртов варенье?
Виселица веселится:
будет казнь. И лица вскачь.

Жизнь прекрасна. Всё в ней мудро.
В это верим как в учебник.
Но как быть? В саду под утро
схвачен, предан наш волшебник,
и над площадью, над миром
пробует трубу трубач.

Площадь в виде росомахи,
в любопытствующем страхе
закосматевшая, вы
жмётесь как топор на плахе 
в предвкушеньи головы, 
или – мальчик сладострастный
в предвкушении прекрасной, 
белой, близкой, нежной, ясной, 
совершенно неподвластной 
ни рассудку, ни словам,
и над площадью стогласной 
в небе лозунг: "Аз воздам!".

. . . . . . . . . . . . . .
О колокола!
Кол на площади.
около кола
лошади, лошади,
площадь облегли
люди кучами.
Над колом – кули:
тучи, тучи.

О колокола! 
Кол наточенный.
Удила-коло-
кольчики.
Около – палач, 
ножик звякает.
Площадь – крик и плач:
"так его, так его!"

Около кола – 
кровь узором – чья?
На краю кола
кокон корчится,
а за краем – клад,
небо… Сволочи!
О-коло-кола-кольчики!


Часть 2. Скерцо "НОЧЬ"

Голова устала биться
    на плече
как оранжевая птица
    на свече,
как отчаянная копоть
по углам. Кто идёт?
Из угла таращит коготь
Чёрный кот. Чёрный кот.

Выгляну в окно,
а за ним темно,
белая заря
в виде фонаря.
Белая как плеск, 
белая как мышь,
тени – тёмен лес, 
лучики – камыш.

Выйду за окно, 
воздух в нём – вино, 
над вином – камыш, 
копошится мышь,
мыши дело швах:
шорох в камышах.
Впереди идёт 
Кот.

Я сегодня встретил мышь,
    и она
улыбнулась мне, малыш,
    сатана,
улыбается, бела,
    смотрит вслед:
"Я сегодня, мышь, была,
    завтра – нет".
Кто стучится днём в окно –
ночью входит в дверь.
Человек сегодня, но
    завтра – зверь.
Над толпой палач бердыш
    занесёт...
Что же, всяк сегодня мышь,
    завтра – кот.

Волны и полночь. Полночь и плач.
Кто-то завёрнутый в чёрный плащ.

Шпага из-под него или хвост?
Кто-то в лучах. Тень бежит под мост.

Фонарь: "прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок".

Дождь или стук? Дождь и "вотще!"
Кто-то при шпаге и в плаще.

Полночь. Возглас: "Стой, кто идёт!"
Дьявол, Германн, кот.

Полночь плещет как в уступ
    в пустоту.
Чья фигура на мосту?

Полог, полночь, город, мост.
    Или вот:
Шорох! Шпага. Шляпа. Хвост.

Полночь варит пустоту
    Будто суп.
Две фигуры на мосту.

Полночь. Город. Разговор.

"Мой любимый, вы черны, 
    вы черны" -
"Право? Как лучи луны
    вычурны!" 


Часть 3. Жига.

На Невской башне как часы
её подвитые усы
звенят, сцепясь.

На Невской башне как султан 
чугунный шпиц.

На Невской башне, перья - сталь,
четыре птицы – пьедестал,
четыре птицы, крылья – снег.
- Взлететь? - Подрезаны у всех.

Ночь: волос серебрен, ус злат.
Нет Невской башни. Кот-атлант
сидит; глаза как циферблат,
а шерсть торчком как шпиль-султан, 
а сам – гром-камень, пьедестал,
и как подвитые усы
звенят подвижные часы.

ВОТ ТАК И ПОПАЛИСЬ!
ТОРОПИТЬСЯ СТОИЛО!
КОНИ АПОКАЛИПСИСА
ЗАСТОЯЛИСЬ В СТОЙЛАХ.

    Подумай лишь
о том, как ходит по стене
    украдкой мышь.

    Услышь одно:
как стережёт плутовку кот
    и пьёт вино.

Брось в небо сети, улови,
    очнись, услышь,
как в полночь плачут полови-
    цы крыш.

Они поют из года в год
о том, что не познал народ,
о том, что в чёрных жилах сот
    квартир храним:
"И стережёт плутовку кот,
    и мышь над ним".


Часть 4. Менуэт "СЧИТАЛКА"

		- Quel heure est-il?
		- Il est midi...
			(французская считалка)

- Который час?
- Двенадцать, звон.
- Откуда он?
- В часовне мышь
его прядёт.
- Она придёт?
- Придёт, когда окончит прясть.
- А много ли?
- Седьмая часть.

Который день –
Им счёт ведён –
Растёт сей звон.
В часовне мышь 
Его прядёт.
И ДЕНЬ ПРИДЁТ.

- Который год?
- Нет больше лет.
- Откуда свет?
- А в небе мышь.
- Она придёт?
- Когда окончит прясть.
- А много ли?
- Осталась часть
двенадцатая.
- Значит, Бог
приблизился?
- Выходит срок.
- Но вот вопрос: не я ль предам?
- Тебе водить. Конец трудам.


Часть 5. Анданте "АТЛАНТ"

Верни мне молодость мою.
Ты ждать велел – и я стою
который век. И всё здесь сон,
вечерний звон, поющих сонм.
Не вечно Солнцу Землю греть, 
не вечно им, поющим, петь.

Всё неизменно под Луной
с её обратной стороной,
с её размытым, как в стекле,
лицом, повёрнутым к Земле,
которое двенадцать раз
себя скопировало в нас.

Как бездна луч её во мне.
А на обратной стороне,
не знаю, правда ль, говорят –
столбы стоят, огни горят,
и белый день, и Божий свет.
не знаю, правда или нет

Верни мне молодость мою.
В который век ещё спою?
Моя судьба и мне темна
как двусторонняя Луна.
Не вечно Солнцу Землю греть, 
не вечно сердцу в нас греметь,
не вечно слышать вой времён,
вечерний звон, поющих сонм.


Часть 6. Аллегро. ФИНАЛ

Валунами, ишь,
завалили вход, 
а в часовне – мышь, 
на часовне – кот.

На Земле темно,
в небе – ни луча.
А в стене – окно,
а в окне – свеча.

Валунами лжей
завалили рот:
говорили – кот
стережёт мышей,

говорили, но 
столько лет уча, 
что в стене окно, 
а в окне свеча.

Поучали: мышь
не убий, святой.
Получалось: мышь 
стережёт котов.

С неба свет на дно
льётся в три ручья.

А в окне – темно.
А вдали – свеча.

. . . . . . . . . .
Выше – пустота.
Кот на площади.
Заключён: черта,
тире да точки.
Над стеной одно 
небо чёрное.
За спиной – окно.
Чьё это?

Ночь и темнота.
Вот на площади
блеск штыков, уста,
люди, лошади,
тени как в кино,
дети с чёлками...
Но окно, окно,
чьё оно?

Всё прошло; пуста
площадь, и на площади
кот, а у кота
морда лошади,
около чела
чёлка плещется,
а глаза чело-
веческие,
и под ним руно
зелёное,
перед ним вино
пригублённое,
а над ним окно
в виде месяца.
а в окне – темно.
Крестятся.